«ТОЛСТОЙ СТОЛЫПИН. ЧАСТНАЯ ПЕРЕПИСКА»
Странное название для спектакля. Автор явно не думал зазвать
зрителей и особенно увлечь дирекцию. Нафиг нам частая
переписка давно не актуальных людей? Но я то подозревал,
подвох. Так и оказалось. Театр сносили под фундамент.
Желающих попасть на спектакль трамбовали в пачки прямо у
входа. Попасть на спектакль - невозможно. Такой грандиозный
успех.
На сцене были и Толстой, великий русский писатель, и
Столыпин, великий русский реформатор, а так же вымышленные
автором крестьянка Мария Крюкова, ее адвокат, и...
адвокатская стряпуха. И надо сказать, что вымышленные
персонажи были даже гораздо достовернее, и живее, на сцене,
исторических. Михайловой вообще удаются народные характеры,
живи она на 100 лет раньше, наверняка была бы
писательницей-народницей. Зрителей, действительно было
предостаточно, хотя «театрик-док» настолько мал, что даже и
несколько человек, вошедших в него, кажутся толпой.
Это не документальный спектакль, хотя вроде бы в основе его
реальная переписка, но эта переписка о собственности на
землю, а спектакль о судьбе Марьи Крюковой, зарубившей своего
свекра топором. Это и не историческая пьеса из жизни начала
прошлого века. Это современная пьеса, из 1907 года. Кажется,
что сам Толстой, вместе с Чеховым и другими классиками
чего-то нам недоговорили, и вот за дело берется Ольга
Михайлова и досказывает, договаривает все начистоту уже через
100 лет, уже со своим историческим опытом. Спор Толстого со
Столыпиным о частной собственности на землю, как мы знаем, не
разрешен до сих пор. Столыпин хотел отдать землю крестьянам с
правом наследования. Вместо этого его самого убили, а землю
даже ту, что была у крестьян (в общинном пользовании) всю
отобрали. А через 70 лет не только землю отобрали, но всех с
помощью ваучеров обобрали и всю вообще Россию раздали
проходимцам, назвав это вполне либеральной реформой.
Спор на сцене получается смешной, но с какой-то тайной жутью
в зонах молчания, я бы сказал в зонах умалчивания. Столыпин
на сцене является, почему-то босой, с перебинтованными
ногами, это, наверное, от террористического акта на
Аптекарском острове. Толстой вообще без седой бороды и не
босой, зато совсем молодой, маленький и с явными восточными
чертами лица. Он юродствует и занимается йогой. Подменили
нашего Толстого, и тут обман.
Их реальный спор о судьбе России происходит на фоне
вымышленной истории Марии Крюковой. Ольга Михайлова мастерски
передает народную логику, которая поначалу вообще кажется
сумасшедшей. Мария зарубила свекра, поэтому ждет за это
казни. И никаких защитников ей не надо. Это по
справедливости. Но адвокат оказался упорный, пишет письма во
все инстанции, и графу и правительству. И, наконец,
добивается от Крюковой признания. Мотивы преступления, как и
само преступление - чудовищны. Она совсем не забитая нуждой
крестьянка, а зажиточная, хоть и не образованная. Вот она,
правда, то, а то всё голь да голь, а страна-то наша
богатейшей была! И я бы даже назвал Марию «средним классом».
Достаток счастье ей не прибавил, а наоборот погубил.
Оказалось, что безбожный свекор 20 лет насиловал ее, а сына
собирался лишить наследства (за веру в бога). А
богобоязненный внук вообще сбежал от них. А наследством
свекор обещал одарить незаконнорожденного своего сына
Ваську.
Столыпина убили на глазах у государя, и прямо в театре, хотя
и не «Doc», Толстой «ушел», из семьи на старости лет. Вот уж
ад там был. Не лучше чем в семье Крюковой. А чего он ждал,
собираясь лишить детей наследства? Что Софья Андреевна ему
спасибо за это должна сказать? (Вот вам и право
наследования.) Мария Крюкова сама повесилась в тюрьме. Не
дождалась справедливой казни... Ведь ее могли и оправдать,
если бы посчитали, что это была самооборона от насильника. Не
дождались наследования земельного и мы, не дали доделать дела
Столыпину.
Политические страсти до сих пор кипят в России, касаются
волнами самого спектакля и пьесы. В одной рецензии Столыпина,
который реально мог вывести Россию из кризиса, и спасти от
революции, назвали «говнюком». (Не иначе от лица тех самых
сил, что сначала убили Петра Аркадьевича, а потом загубили и
саму страну). А Режиссер спектакля оказывается среди
современных болотных оппозиционеров, тоже подписывает письма,
предлагает нашему правительству уйти вместе с президентом.
Толстовство какое-то. Все уходят. А кто работать будет?
Ну а зрители, набившись в зал, сидели тихо, актерам не
мешали, печалились, узнавали себя, свою страну. Но какой-то
девушке от духоты стало плохо, пришлось выносить на руках.
Спектакль встал. Ужас сгущался. После спектакля я нашел
бедную девушку, она пришла в себя, оказалось, ничего
страшного.
Кончается представление общим народным пением. Столыпин, со
всеми участниками, поют скорбную русскую песню.
Увы, нынешние либералы вовсе выродились. Явили миру две
извилины: «Долой Путина и свободу Пусси Райт». Грустная песня
была.
Лев Алабин
Автор пьесы - Ольга Михайлова
Режиссер-постановщик - Владимир Мирзоев
Художник - Сергей Тырышкин
Действующие лица и исполнители:
Толстой - Захар Хунгуреев
Столыпин - Арман Хачатрян
Мария Крюкова - Ирина Вилкова, Анна Осипова
Яншин - Евгений Буслаков
Федосья - Ольга Лапшина, Наталья Тетенова
Секретарь Столыпина - Константин Кожевников, Константин
Богданов.
|