|
Мало чем можно удивить современного зрителя... Спецэффекты,
3D, компьютерная графика, неожиданные сценарные повороты или
новые вариации на темы старых сюжетов - все проносится перед
глазами и исчезает без следа. Но иногда поражает сама жизнь -
непридуманные истории, персонажи ничего не играющие перед
камерой, или «играющие» самих себя. Документальное кино&
В этом году программа оказалась на редкость разнообразной и
впечатляющей. Из множества кинолент запомнились три яркие
необычные истории.
«Мир перед ней» (режиссер Ниша Пахуджа) - фильм
рассказывающий о судьбах индийских женщин. В центре внимания
зрителя конкурс красоты «Мисс Индия» происходящий в Мумбае.
Девушки наряжаются, волнуются, фотографируются, дают интервью
журналистам, они мечтают о блестящей карьере, хороших
заработках, о жизни свободной современной женщины, не
зависящей от патриархальной морали до сих пор господствующей
в Индии.
Но вот картинка меняется, и в кадре появляется еще одна
героиня - молодая девушка, придерживающаяся консервативных
взглядов. Каждый год она ездит в специальные летние лагеря
для подготовки женщин-патриоток. Они готовы отстаивать
взгляды своих отцов и дедов укоренившиеся веками, а если что
- делать это с оружием в руках. Девушки запуганы пропагандой
индуистских фундаменталистов, их жизнь это сплошной страх и
напряжение, кажется, они готовы отдать жизнь ради того, чтобы
противостоять тлетворному влиянию Запада на родную страну...
Постепенно фильм превращается почти в фантастический триллер;
загадочная и прекрасная Индия, страна великих гуру и йогов
предстает в совершенно неожиданном свете.
Перед камерой появляется Пуджа Чопра - неоднократная
победительница конкурсов красоты, которая рассказывает о том,
как тяжело женщине в Индии заниматься чем либо кроме
домашнего хозяйства, а потом мы видим ее мать. Оказывается,
что половая дискриминация здесь дело привычное и почти
узаконенное. Всем нужны мальчики... Многие женщины делают
аборты на больших сроках для того, чтобы не родить девочку.
Мать первой красавицы рассказывает жуткую историю о том, как
самые близкие родственники настоятельно рекомендовали ей
убить собственную дочь (даже после ее рождения), из-за того,
что семье была не нужна еще одна девочка! Чтобы сохранить
жизнь ребенку бедная женщина развелась с мужем, а ее дочь
выросла красавицей, звездой с мировым именем. Одна история из
многих закончилась хэппи-эндом...
Еще одну необычную и пугающую историю рассказали создатели
фильма «Дети Гитлера» (режиссер Ханох Зееви). Картина сразу
привлекла внимание зрителей и самой тематикой и
парадоксальным названием. Как известно, у Гитлера детей не
было. Но дети были у его приспешников: Гимлера, Геринга и
других... Куда же они делись что с ними стало? «Дети
Гитлера» знакомят нас с детьми, внуками, племянницами и
племянниками этих печально известных людей. Среди них Никлас
Франк, сын Ганса Франка и крёстный сын Гитлера, который так
ненавидит прошлое своего отца, что всю свою сознательную
жизнь занимается его изучением и ездит по Германии с
лекциями, осуждающими нацистский режим; Беттина Геринг,
внучатая племянница второго в нацистской иерархии человека,
Германа Геринга, которая живет в добровольном изгнании в
Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Беттина и ее брат подвергли себя
стерилизации, чтобы не распространять кровь и имя Геринга по
миру.
Внук коменданта Освенцима Рудольфа Гесса, Райнер Гесс,
родившийся уже после Второй мировой войны даже приезжает в
лагерь смерти, и со слезами на глазах просит прощения у всех
жертв погибших в этом страшном месте. Далее идет трогательная
и жуткая сцена братания немца с еврейскими подростками,
собравшимися здесь почтить память предков. Страшно... Не
только потому что произошло чудовищное преступление и о нем
невозможно забыть, но и потому что невольно задумываешься о
том, по какому закону, закону негласно существующему на наше
планете, закону, который никому еще не удалось обойти, дети и
внуки всегда несут на себе тяжелое бремя ответственности за
дела отцов.
Еще об одной документальной киноленте фестиваля нельзя не
упомянуть. Это история более оптимистичная и
жизнеутверждающая, а главное почти сказочная. Правда, герой
фильма «В поисках Шугармена» (режиссер Малик Бенджеллул) тоже
был ущемлен в правах, но не по половому или расовому
признаку. Фольк-роковый музыкант 70-х годов Родригес
пострадал от нарушения авторских прав. Перед нами пожилой
мужчина с гитарой, который когда-то занимался музыкой и даже
выпустил пластинку с песнями собственного сочинения. На
родине, в США, артистическая карьера Родригеса не сложилась.
Со временем он обзавелся семьей и стал работать строителем.
Однако его диск имел свою отдельную судьбу. Записи попали в
Южную Африку времен апартеида, где местные фирмы тиражировали
и продавали пластинку, разуммется не задумываясь обавторских
гонорарх. По рассказам очевидцев, показания которых довольно
путаны, было продано несколько десятков или даже сотен тысяч
копий. Шугармен (Сахарный человек) одна из песен Родригеса.
И вот теперь, спустя десятилетия слава находит героя. На
другом континенте его по прежнему помнят и ждут... Несколько
сольных концертов Родригеса собирают в Африке целые стадионы.
Он знаменит, признан и почти богат!
Хочется сказать, что если бы Шурагмена не было, его стоило бы
выдумать. История так хороша, что в ее правдивость веришь с
большим трудом.
А вот в великое будущее документального кино веришь все
больше и больше с каждым кадром. Особенно кино такого -
раскапывающего старые мифы и тут же создающего новые...
Анна Юферева
|