Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет.
Он ответил:
«Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы
заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление
здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем,
что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не
живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто
никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил.»
«Я буду рядом» - фильм открытия фестиваля "Московская
премьера". Изучив аннотацию к фильму, на просмотр
остаются самые стойкие, благо и таких не мало. На протяжении
93 минут мы видим на экране молодую женщину, умирающую от
рака мозга.
Инна преуспевающий менеджер ресторана сильная, умная,
обеспеченная современная женщина в одиночку воспитывающая
сына. То, что болезнь неизлечима и жить героине осталось
недолго это почему-то заявлено априори и становится ясно
после первых десяти минут фильма. Теперь для Инны вопрос
собственного выживания уже не актуален, самое главное другое
устроить судьбу шестилетнего сына Мити.
Сюжетами о жизни и смерти раковых больных сегодня никого не
удивишь, они вошли в кинематограф давно и, наверно, надолго.
Удивляет в фильме другое: как мастерски, как подробно и
правдиво показан весь глянцевый идиотизм современной жизни.
В первых кадрах картины мы видим главную героиню фильма на
домашней вечеринке с подругами. Инна вдруг замечает, что ее
правая рука потеряла чувствительность. Подруги советуют
следующее: выпить таблеточку и запить это все чашкой крепкого
кофе, потом сходить на иглоукалывание. Кофе с таблеточкой,
естественно, мало помогает. Одна из участниц вечеринки
рекомендует Инне обратиться к обычному терапевту, то есть
вызвать его на дом, что и происходит. Молодая врач-терапевт
рекомендует «попить витаминьчики» и завести любовника, а то,
видите ли, нехватка положительных эмоций могла довести
больную до подобного состояния. Врачи в поликлинике уже
серьезнее подходят к вопросу назначают УЗИ, МРТ и тому
подобное. Всем становится понятно, что это рак мозга. Что же
делается Инна узнав смертельный диагноз? Задумывается о том,
что у любой болезни есть психологические и кармические
причины? Начинает изучать оздоровительные методики Малахова,
Брэга, Лазарева? Едет по святым местам прикладываться к
мощам, молиться, каяться и исповедоваться? Обращается к ламе
и проходит пхову, дабы научиться осознанному умиранию?
Конечно, нет, ничего подобного. Героиня выбирает то, что
принято, то, что обычно делают в таких случаях люди ее круга
отдает свою жизнь на откуп врачей, соглашается на операцию,
химеотерапию, прием таблеток. Она продолжает работать на
прежнем месте, в ресторане, при этом понимая, что обречена,
жить осталось недолго. Теперь самое главное - обеспечить
будущее сына.
Инна нанимает агента, чтобы найти для Мити приемных
родителей. На резонный вопрос о том, почему ребенок не может
жить со своим родным отцом, бывшим мужем Инны, она отвечает
уверенно и сурово: «Я обо всем хорошо подумала». Оказывается,
героиня уже пробовала поговорить с ним о сложившейся
ситуации. В следующих кадрах картины мы должны увидеть этого
самого родного отца. Что же он за чудовище, и почему не может
позаботиться о своем ребенке? За несколько секунд в голове
зрителя проносятся все возможные кошмарные варианты: он
избивал жену и ребенка, он алкоголик, наркоман, уголовник,
бомж, находится в тюрьме, в психушке, или скрывается от
полиции, в лучшем случае живет с новой стервозной женой,
которая нежеланного пасынка просто сживет со света. И вдруг,
ничего подобного! Отец Мити обыкновенный российский
раздолбай, горе-бизнесмен. Он не валяется под забором, живет
один, судя по всему, в своей собственной квартире. Правда,
его приятели частенько заходят в гости попить пивка и
посмотреть футбол, на кухне нет ничего кроме дешевого чая и
«Юбилейного» печенья. Тут же стоят коробки с электрическими
лампочками: недавно закупил на складе, а они оказались
бракованные, случайно недосмотрел, подсунули. У бывшей жены
он просит пару тысяч на жизнь. Она дает деньги и уходит, даже
не начиная разговор о своей болезни.
Если раньше врагом народа считались противники
коммунизма-социализма и пособники Запада, то современный
образ врага народа это человек у которого нет денег или их
мало. Такие недостойны жить, размножаться и воспитывать
детей. Поэтому Инна принимает решение отдать Митю приемным
родителям. То, что в отцовской семье за всю ее историю
наверно были не только неудавшиеся бизнесмены, но и,
возможно, герои труда, войны и революции, заслуженные
учителя, народные артисты, просто уважаемые и хорошие люди,
то, что вся эта история принадлежит мальчику Мити (вернее к
этой истории принадлежит он) никого не волнует. Ребенку нужны
родители новые красивые-блестящие, обеспеченные,
респектабельные и положительные во всех отношениях. Таковые
находятся. Митя постепенно привыкает к молодой семейной паре
играет в настольный хоккей с «папой», и ест «мамин» суп.
В это время Инна продолжает умирать, рыдая над фотографией
сына, отсчет уже идет на часы. Она пьет «колеса», от действия
которых, по словам самой героини, чувствуется себя как после
LSD. К ней на дом приходит сотрудница хосписа - молодая
симпатичная девушка. Девушка нервно курит, сопереживая
печальной судьбе своей подопечной. Прочитать надпись на пачке
сигарет о том, к чему приводит курение, видимо, как-то
недосуг. Человек, который каждый день видит больных умирающих
от рака, с завидной стойкостью хранит верность дурной
привычке еще одна странная подробность современной
действительности. Последние желания Инны: сделать маникюр и
педикюр, скачать фильмы из Интернета.
В финальных кадрах картины Митя катается на велосипеде вместе
со своим новоиспеченным папой. Ребенок кажется вполне
счастливым. Жизнь продолжается красивая, обеспеченная сытая
жизнь, жизнь ради еды, развлечений и зарабатывания денег...
Анна Юферева
|