|
Кто-нибудь когда-нибудь смотрел фильмы с 9 утра до 11 вечера
без перерыва на обед? Даже такую сладкую вещь как кино можно
превратить в нудную, тяжелую обязанность. Вот до чего доводит
нас жизнь. Никто не скажет что это работа легкая. А не
смотреть нельзя, тогда ты просто теряешь профессию... Я знаю
немало кинокритиков моего возраста, которые уже не в
состоянии просмотреть ни одного фильма. Бывают у пианистов
переигранные руки. Вот так же и у критиков. Есть какая-то
санитарная норма, после которой наступает предел. Существуют
и профессиональные приемы просмотра. Например, некоторые
ухитряются засыпать прямо на первых минутах, когда уже видно,
что тягомотина обеспечена на все два часа. А потом
просыпаются и даже пишут о фильме вполне благонадежную
рецензию. Но я не таков. Если мне фильм не нравится, я
непременно скажу, что это дерьмо.Другие уходят с фильма и
сразу идут в соседний зал, смотреть дугой фильм. И так за
день они просматривают не пять - шесть, а все пятнадцать,
двадцать фильмов. Правда, выглядят они после этого ужасно.
Глаза совершенно сумасшедшие, словно их подсадили на
наркотик.
Два открытия
Московский кинофестиваль, сделал два настоящих открытия,
присудив две первых премии двум дебютантам. В основном
конкурсе победил английский фильм «Отбросы», режиссера Тиндж
Кришнан. В конкурсе документальных фильмов Георгия получил
фильм шведского режиссера Малика Бенджеллула «В поисках
Шугармена».
Смотреть современное кино разных стран очень интересно.
Особенно когда смотришь не один фильм в год, а сразу много
подряд. Они поневоле все сравниваются, классифицируются.
Составляешь впечатление о мире, о духовном состоянии разных
народов. Ловишь себя на мысли, что тебе больше всего
интересен не сам фильм, (шедевров вообще мало бывает, на это
и рассчитывать глупо) не сюжет, а люди на втором плане,
антураж. Как люди одеваются нынче, чем занимаются, как живут,
о чем беспокоятся, как отдыхают. Что у них там в моде.
У них в Англии, например, очень много приезжих с южных
стран. Ну, прям как у нас. Главный герой фильма «Отбросы»
отставной солдат Фрэнк, одинокий алкоголик, подверженный
приступам тоски и тревоги, от посттравматического стрессового
расстройства. Его играет великолепный актер Эдди Марсан. Он
служил в беспокойном Ольстере и его взвод, ворвавшись в дом
боевика, по неосторожности замочил всю семью. Он местный. У
него есть деньги на кредитке, квартира. Жизнь обеспечена.
Не хватает только малого смысла. Он шатается по городу
бесцельно, и то ли стремясь искупить комплекс вины, то ли
чтобы просто скрасить одиночество, впускает в свой дом
смуглокожую, бездомную девушку-подростка Линнет. Он
предоставляет ей отдельную комнату со всей обстановкой.
Сначала мы думаем, что он это делает небескорыстно, и будет
требовать с нее плату «натурой». Но все оказывается намного
сложнее и заколдованней. Он относится к ней как к настоящей
дочери. Теперь у него есть о ком заботиться. Он покупает
Линнет в магазинах разные игрушки, сладости. И получает
огромное удовольствие, когда продавцы расспрашивают его, кому
он это покупает. «Для дочери» - отвечает Фрэнк. И
рассказывает, какая у него замечательная дочь.
Дочь, действительно, замечательная. Она сразу же приводит к
себе своего дружка, и они занимаются на узенькой девичьей
постельке таким бурным сексом, что дрожит весь дом. Потом
друг приглашает других парней, они же и подельники, потому
что торгуют наркотиками и оружием, и дом отставного солдата
превращается в настоящий вертеп разбойников. И, в конце
концов, робкого и застенчивого хозяина запугивают и выгоняют
из собственного дома.
Похоже, что эта притча пророчество. Так вскоре и поступят с
Англией смуглокожие эмигранты, чувство вины перед которыми у
англичан, помнящих свои колониальные замашки, неизбывно и
беспредельно. Собственно, режиссер, а это симпатичная
женщина, знает, о чем говорит. Она сама выходец из Индии, ее
имя и фамилия об этом красноречиво свидетельствуют. Конечно,
она сочувствует Фрэнку, она всецело на его стороне, но, увы,
ничего не поделаешь, квартирку придется отдать. И если бы не
кровавая разборка этих малолетних бандитов, быть Фрэнку
бомжем до конца жизни.
В кинозал, где показывали документальный фильм «В поисках
Шугармена» я заглянул буквально на несколько минут. Просто
из любопытства. Меня ждали другие дела, другие фильмы... Но,
забыл обо всех своих делах, забыл обо всем на свете,
настолько потрясающая история была рассказана режиссером и
автором сценария Маликом Бенджеллула.
70-е годы прошлого века, ЮАР, апартеид, тоталитаризм, страна
отрезана от всего мира. Кто-то случайно, привозит из Америки
виниловый диск какого-то певца. Музыка нравится, находят
отклик. Это песни социального протеста. Пластинка копируется
тысячными тиражами, расходится в пиратских копиях,
магнитофонных лентах. И уже вся 40 миллионная страна поет
эти песни, они становятся национальным гимном протеста. Они
воодушевляют борцов за свободу. Наконец диктатура падает&
А вот автора песен никто не знает. И тогда журналисты
начинают поиски неизвестного певца. У них в руках только
пластинка с его фотографией и его имя - Родригес. Они
считали, что он так же знаменит во всем мире, как «Роллинг
стоунс», но оказывается, что его никто не знает.
Детективная история. Найти Родригеса оказалось совсем не
просто. Даже в звукозаписывающих фирмах, выпустивших его
пластинки, никто не помнил о нем. Наконец, о чудо, благодаря
счастливой случайности, Родригес найден. Оказалось, что это
70-летний латинос, живущий на окраине Детройта, выпустивший
в ранней юности две пластинки, которые с шумом провалились.
Он забросил музыку, стал работать на стройке и растить детей.
Ему и во сне не виделось, что в ЮАР он национальный герой.
Трудно поверить, что все это произошло на самом деле. Честно
говоря, я и до сих пор не верю. Хотя и поговорил с автором -
Маликом, да и в самом фильме было показано немало
сомневающихся. Все сомнения рассеялись, когда Родригеса
привезли в ЮАР, когда он сам вышел на сцену и спел свои
песни. Песни, которые здесь с детства все знают наизусть.
Как ни странно, он пел их так, словно написал вчера. Он
сохранил в себе певца, и художника.
Имея такой сюжет, сделать плохую картину трудно. Заслуга
режиссера здесь в том, что он уже зная конец истории, так
закрутил интригу, словно сам участвовал в поисках Родригеса,
и результат поиска был еще непредсказуем и безнадежен. Кадры
первого концерта, венчающие фильм, просто потрясают, это
воистину торжество правды и справедливости. Люди все-таки
имеют право на счастье. Но очень трудно этого добиться.
Сенсации
Была на фестивале и сенсация. Как же без этого! Показали
немецкий фильм, 1940 года «Еврей Зюсс». Даже боюсь
рассказывать об этом. Это тот самый фильм, который
воспламенил сердца немцев ненавистью к евреям. О
превосходстве своей нации они уже давно были наслышаны. Но
чтобы на эмоциональном уровне ненавидеть других, этого еще не
было. Вот и понадобился такой фильм. Этот фильм никогда у
нас, ни в какие времена, не был показан. Его копия хранится в
каком-то тайном месте. Короче, привезли фильм в броневике под
большой охраной. Показали один раз. И опять увезли. Не скажу
куда, да я и сам нет знаю.
Фильм был показан не случайно, а в рамках ретроспективы
немецкого кино. «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию»
вполне невинное название. И как пропустить целое десятилетие,
словно в 40-х годах в Германии ничего не снималось. Очень
даже снималось. И весьма поучительно посмотреть на это.
Я расскажу о фильме предельно кратко. Но не признаюсь,
смотрел ли я его сам или нет. Если и смотрел, то с
закрытыми глазами. Это историческая, костюмированная
мелодрама, бьющая по нервам и эмоциям. Хитрый и амбициозный,
с отталкивающей внешностью, еврей Зюсс Оппенгеймер
(однофамилец создателя атомной бомбы) устраивается финансовым
советником герцога Вюртембергского. Он обещает
корыстолюбивому герцогу несметные богатства. И действительно,
богатства текут в казну, потому что на жителей наложены
тяжелые подати. Зюсс добивается, чтобы герцог снял запрет на
проживание в Вюртемберге евреев. И его сородичи устремляются
в город, увеличивая гнет коренного населения. Ну а в
довершение этого, он насилует юную и непрочную немку, а потом
истязает ее жениха и отца. В общем, жуть и кошмар.
Представляю, как это подействовало на обывателей в 40-м году.
Слезы текли рекой, сердца горели праведным гневом. Ну, конец
фильма ясен. Герцог внезапно умирает. Зюсса за все его
преступления приговаривают к смертной казни. А евреев вновь
выдворяют из города.
Словно в отместку этому фильму в ретроспективе «Магия Любича»
была показана умопомрачительно смешная комедия 1942 года
классика мирового кино Эрнста Любича «Быть или не быть». В
оккупированной Польше труппа театра остается без работы.
Репертуар неподходящий. Остается играть только Гамлета. Но
кто же знал, что начало монолога «быть или не быть» оказалось
паролем. Актеры находят применение своим способностям, они
включаются в сопротивление. Главным их оружием становятся
накладные бороды и усы. И безумно смешно, как
загримированному под Гитлера актеру нацисты воздают почести.
Зал истерически хохотал. И я вместе со всеми. Эту комедию я
точно смотрел. Умели же раньше делать комедии, но сегодня,
увы, разучились.
Лев Алабин
|