|
Кто он, герой нашего времени? Как навязчивая идея или больная
мозоль, этот вопрос не перестает беспокоить представителей
современного искусства. Спектру российских ответов не
откажешь в широте и разнообразии, но в него парадоксальным
образом не входит один из самых распространенных и узнаваемых
типажей «белые воротнички». Вернее, не совсем так: в списке
потенциальных героев находится место и для сотрудников
крупных фирм, но их трудовая биография писателями и
режиссерами воспринимается как необязательное дополнение к
характеру и личной жизни. Корпоративная культура и этика,
тимбилдинг и собеседования, дедлайны и искусственно
подогреваемая конкуренция эти и многие другие факторы, пять
дней в неделю спрессовывающие миллионы людей в безликую массу
офисного планктона, пока больше интересуют психологов и
хедхантеров, чем художников. Но перемены, кажется, не за
горами. Одна из первых ласточек Театр Наций, перенесший на
свою сцену корпоративные джунгли.
Спектакль «Метод Гренхольма» не назовешь отечественным
изобретением: он поставлен болгарским режиссером Явором
Гырдевым по одноименной пьесе испанца Жорди Гальсерена. Но,
судя по количеству историй о неудачном трудоустройстве,
невольно подслушанных по пути из зрительного зала в гардероб,
офисная теория эволюции универсальна. Ее правила просты: ни о
чем не думай, никого не жалей и не вздумай расслабляться.
Ведь ты в любой момент можешь стать добычей более крупной
рыбы! Неслучайно офис транснациональной корпорации сценограф
Никола Торманов «украсил» аквариумом с огромной акулой.
Впрочем, этот предмет интерьера не столь однозначен. Как
следует из программки спектакля, он воспроизводит объект
британского художника Дэмиена Херста под названием
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего». В 1991
году творение Херста стало одним из самых дорогих
произведений искусства, а уже через 10 лет считалось чуть ли
не причиной упадка современной культуры.
Явор Гырдев тяготеет к театру интеллектуальному и
концептуальному. В основе его спектакля изощренный
психологический эксперимент, поставленный загадочной фирмой
над четырьмя претендентами на должность коммерческого
директора. И в то же время - эксперимент над зрителем,
который должен угадать, кто получит вожделенную работу. К
сожалению, самые яркие и интересные из гырдевских выводов: о
сходстве корпоративной культуры с нивелирующими личность
тоталитарными системами, о ее пугающей иллюзорности -
содержатся не в постановке, а в комментариях к ней. Что
касается самого спектакля, то из него следует только одно: на
вершине офисной эволюции неизбежно оказываются подлецы,
«сукины дети, притворяющиеся хорошими людьми». В общем,
скучно жить на этом свете, господа!
Вот и спектакль Явора Гырдева при всей его парадоксальности
нередко навевает скуку. Возможно, в нем не хватает здорового
взгляда со стороны, из-за непроницаемых офисных стен. Не
хватает живого голоса, столкновение которого с монотонным
корпоративным хором обеспечило бы настоящий конфликт, более
драматичный и острый, чем двухчасовая возня тарантулов в
банке. А может, дело в том, что в спектакле действуют именно
тарантулы, офисный планктон, возомнивший себя акулами
бизнеса, - кто угодно, только не люди, не личности? Герои
вступают в краткосрочные альянсы и устраивают драки, рыдают и
демонстрируют недюжинный интеллект но при этом остаются
неправдоподобно одинаковыми. Метод шведского эйчаровца
Гренхольма вроде бы призван раскрыть их, добраться до самого
интимного и неповторимого, вывернуть наизнанку души. Но
выворачивать, увы, нечего.
На первый взгляд, участники странного собеседования
по-разному ведут себя в предложенных обстоятельствах. Кто-то
призывает выступить единым фронтом, показать командную игру
а кто-то усиленно ставит подножки конкурентам. Кто-то любезен
и слащав; кто-то, напротив, озлоблен и истеричен. Но, если
вдуматься, все эти различия мнимость. Ведь герои преследуют
единственную цель понравиться невидимым работодателям;
воспитание, характер и моральные установки тут не при чем.
У персонажей И. Гордина и С. Чонишвили, М. Линникова и В.
Толстогановой похоже есть личные драмы, но в истории об
умерших родителях, разбитых семьях и операциях по смене пола
почему-то трудно поверить. Да и не стоит: все соискатели
профессиональные лжецы.
Создается впечатление, что спектакль Явора Гырдева - о людях.
Но стоит повнимательнее прислушаться, и до вас донесется
скрип плохо смазанных механизмов. Это в общем-то логично:
претенденты на должность коммерческого директора крупной
фирмы в корпоративную культуру погрузились давно и уже успели
отрясти со своих ног прах земной, человеческой жизни. Но на
протяжении нескольких часов наблюдать за роботами довольно
утомительно.
Создатели спектакля поставили перед собой сложную, почти
непосильную задачу. В «Методе Гренхольма» нет ничего, кроме
запертых в одной комнате покорителей офисного Олимпа, ничего,
что бы отвлекало внимание от спутанных монологов и диалогов.
А значит, в них нужно уместить мощь стихийного бедствия,
непредсказуемость детективной истории и яркость карнавала
целую вселенную! Ее не раз удавалось разглядеть во внутреннем
мире человека. Но у Гырдева, как уже говорилось, нет ни
одного характера, ни одного живого лица. И стройное
концептуальное здание его постановки неминуемо дает трещину.
А офисный планктон так и остается однородной серой массой, в
которой уже заметны драмы, но еще не различимы индивидуальные
очертания. Тем более, лица героев времени&
Татьяна Ратькина kino-teatr.ru
|