Фильм сначала вызывает ностальгию по Перестройке, теплые и
трогательные воспоминания о тех запредельно-беспредельных
временах; к середине начинает утомлять однообразием; а к
концу уже откровенно наводит тоску.
Кто-то из критиков отметил как плюс то, что в картине нет
эпизодов, от которых откровенно тошнит. В общем это
правда& Но и чем-то сильно восторгаться, к сожалению, на
приходится тоже.
Хотя разношерстный состав звезд-актеров (Шнуров, Меньшов,
Гордон, Литвинова, Ефремов, Панин, Трахтенберг, Парфёнов,
Тактаров, Епифанцев) смотрится в фильме достаточно мягко и
органично, у некоторых проглядывает какая-то, невесть откуда
взявшаяся, сериальная манера игры, а другие и подавно играют
самих себя никуда не вылезая за рамки привычного амплуа.
Однако есть и то, что удивляет - например, Охлобыстин в роли
Малюты или полное отсутствие сексуальных сцен на протяжении
всего фильма, или стеб над некоторыми ныне действующими
политиками.
А вот «говорящие головы» в кадре, на обилие которых не
поскупились режиссер с оператором, не удивляют нисколько, но
все-таки сильно надоедают сильно. То крупный план, то
«пиджаки» по пояс, то рекламные ролики или плакаты над
которыми работают герои фильма; в самом лучшем случае -
пейзажик, мельком подсмотренный из окна автомобиля. Глазу и
отдохнуть-то не на чем& Сумасшедшая гонка, постоянный
экшн& Устал герой от своей нелегкой рекламной жизни,
устал зритель глядя на всю эту чехарду, устала вся страна
жить по законам «П», устала давно и серьезно& Картина
стилистически как бы «похожа на собственный сюжет», будто ее
сделали сами про себя герои «Поколения П», будто не режиссер
смотрит на них откуда-то издалека (ибо таковой дистанции
вовсе не наблюдается), а именно они, пиарщики во главе с
Вавиленом Татарским смотрят на нас с той стороны экрана,
демонстрируя сами себя и рекламируя свой образ жизни, жизни
по собственным законам, а режиссер там, где-то среди них...
Однако что тут нового? Сразу после просмотра возникает
впечатление, что фильм опоздал лет на десять. Рассказами про
черный пиар, продажных политтехнологов и про то, что мы
вообще «живем в матрице» сегодня никого не удивишь, даже
школьников& Зачем же было делать все это?
Обвинить картину в полной неактуальности мешает сильное
щемящее чувство безысходности, которое приходит как
послевкусие. Как будто 25-м кадром на протяжении всего фильма
перед глазами маячит фраза: «Sos! Спасите наши души!». И нет
здесь разговоров про бабушек с нищенской пенсией и страшилок
про рост преступности, есть тонкий и интеллигентный вопрос
о том, куда же мы пришли и что происходит вокруг? Есть намек
на весьма неутешительный ответ&
Выходя из кинозала сегодня, в 2011 году вдруг понимаешь, что
смешной фантасмагории Пелевина, появившейся в конце
девяностых больше нет, вместо нее есть наша реальность,
выросшая из той самой фантастики, в которую не очень хотелось
верить. От этого фильм начинает казаться невероятно
актуальным и трагичным.
Анна Юферева
|