Татьяна Акулова. Обозреватель. Журнал "Здравый
смысл" - На этом фестивале
порадовал фильм Клода Лелуша «Железнодорожный
роман». На прошлом кинофестивале
его картина мне абсолютно не понравилась.
Все хвалили российскую кинопрограмму. А мне кажется, на
каждом фестивале очень слабые российские фильмы находят, надо
давать фильмы поумнее и поинтереснее сюжетом.
Вообще, мне кажется надо побольше привлекать к участию в
фестивале профессионалов, гильдии союза кинематографистов к
дискуссиям и обсуждениям на московском кинофестивале, потому
что творческие люди разговаривают между собой на языке кино.
Кроме того, не слышно и не видно наших замечательных актеров,
у них нет ни трибуны, ни сцены. Приглашают только актеров,
которые участвуют в фильмах, а все остальные актеры и
преподаватели профильных вузов не имеют трибуны, а ведь
кинофестиваль это их праздник. Они должны определять
идеологию, политику мира кинематографа, а мы видим на каждой
дискуссии в Доме кино только продюсеров, продюсеров, которые
говорят о своих ассоциациях, гильдиях и возможностях поискать
денег…
Франсуа Озон мне вообще не нравится. Но на
этом кинофестивале произвел достаточно приятное
впечатление…Мне кажется ему самому нужно сниматься в своих
картинах… Вообще такой подход, что он ищет «момент красоты»
на съемочной площадке, а потом начинает снимать очень
интересен.
«Завет» Кустурицы понравился. Мне нравятся
вообще актеры у Кустурицы. Кустурица как любой старый гость
московского кинофестиваля порадовал своими «воспоминаниями»
на тему гуманизма в кинематографе. Даже газета первый номер
журнала «Манеж» в «Октябре», который рассказывает о новостях
ММКФ вышел с его цитатой о том, что кинематограф это и музыка
и гуманизм сегодняшнего дня. Это очень вдохновило и
порадовало, потому что я представляю журнал Российского
Гуманистического общества «Здравый смысл». Раньше лозунг «За
гуманизм, мир и дружбу между народами» действительно украшал
Московский кинофестиваль. Под этим лозунгом получал свой приз
Федерико Феллини за фильм «Восемь с половиной». А в
результате «Восемь с половиной» стало названием одной из
программ ММКФ.
Как и ожидал наш председатель жюри, на этом фестивале удалось
увидеть умное и интеллектуальное кино. Возможно, это
происходит потому, что идет взаимообмен между многосерийными
проектами и художественными фильмами. На телевидение пришли
киношники, в кино стали появляться очень насыщенные
событиями, сюжетами и персонажами фильмы. Поэтому фильмы
смотреть все интереснее и интереснее, сюжеты все запутаннее и
запутаннее, и это радует…
Что касается эротических сцен… Мне кажется, зря современные
режиссеры и себя и актеров и зрителей ставят в неловкое
положение. Для современного зрителя достаточно просто
обозначить ситуацию, и не обязательно снимать со всеми
подробностями… Ну, разве что, может быть интересно смотреть
на то как снимаются те или иные сюжеты, сама «технология
любовных сцен». «Запрещено к показу!» – я бы
не сказала что это «скандальный фильм», мне кажется это уже
не актуально, не нужно... Может быть он представляет
определенный интерес для специалистов, психиатров,
сексопатологов… По-моему никакой просветительской функции
картина совершенно не имеет…
Наталья Логвина. Радиостанция «Голос
России». Программа вещания на зарубежные страны. Специальный
корреспондент.
Я не специалист именно по кино. Я веду рубрику культура и
искусства, но, тем не менее, когда бывает кинофестиваль я
принимаю участие.
На счет эротический моментов… Не могу сказать что я их очень
много видела… Но во многих фильмах совершенно не оправдано
включение так называемых эротических сцен. Хотя в большинстве
случаев это просто показ гениталий, который никакой
смысловой, эмоциональной, нагрузки собой не несет…
«Импорт-экспорт» фильм очень хороший.
Поднимает достаточно серьезную проблематику… Но, когда там на
протяжении десяти минут от начала до конца показывают как
мужчина, у которого проблемы с эрекцией берет девочку, платит
ей, она не понимает его поскольку он австриец, а она
украинка… Он пытается возбудиться, заставляет ее ходить на
четвереньках, лаять собакой, заниматься самоудовлетворением.
А потом показывают, как она пытается привести его в
возбужденное состояние, причем показывают, чуть ли ни крупным
планом. Ну, на это просто даже не приятно смотреть. И тем
более еще посмотреть на красивого молодого человека… а тут
стареющий мужик. Я считаю, что это лишнее… Во многих фильмах
это лишнее. Хотя в некоторых других картинай это было
красиво. Скажем фильм «Леди Чаттерлей» –
там тоже есть эротические сцены, но они как-то вписываются в
контекст фильма… Природа, любовь, какая-то эволюция героев,
когда они от голого секса переходят к таким духовным
отношениям.
Я в основном смотрела французские фильмы и русскую
программу. Некоторые тут хвалятся что они в течение фестиваля
50-60 фильмов посмотрели… Я нет, столько не посмотрела…
Хороший фильм «Мольер» достаточно добротный.
Я бы если бы присуждала награды, то отметила бы призом
актера, который играет главную роль. Чем отличается
фестиваль? Ну, могу сказать что в этом году организация
лучше… Хотя были некоторые опасения что новая команда и новые
люди. В общем неплохо…
Владимир Лененко. Федерация
Киноклубов.
Что касается эротики, наверно ввиду ее изобилия не только в
кино, но и на телевидении, и в Интернете, это потеряло свою
остроту. Даже фильм «Запрещено к показу»,
собственно это даже не фильм а подборка практически того же,
что идет на ночных сеансах МTV… Это какие-то эксперименты,
да… Но это не несет никакого эротического оттенка. Мне уже
лет достаточно и у меня трое детей и все хорошо. Но могу
сказать, что вообще, возможно, такое обилие виртуального
секса, может привести к сексуальным проблемам к проблемам в
постели, когда надо будет реально что-то делать.
Высокая эротика она способна облагораживать людей. Но, на
этом фестивале я почти ничего такого не нашел. Десять
процентов может быть, максимум. Девяносто процентов это
«технология», и не всегда лучшая технология. Это все
приедается. Честно говоря, смотреть скучно, что для данного
рода тематики это смертельная вещь. Если эротику в фильме
смотреть скучно – то режиссеру уже пора паковать чемоданы и
переходить в другую профессию.
Вообще о фестивале… Я поклонник психологического
кинематографа, даже если идет психология на обычном житейском
уровне, тем более психология высокая, с психоанализом.
Поэтому мне больше всего на этом фестивале понравился фильм
австрийский фильм «Опиум» про врача и
пациентку. Это можно сказать, совершенно фрейдистская
картина, очень тяжелая. Не говорю, что она лучшая на
фестивале, но вот это сфера моих интересов… Я смотрел с
удовольствие, хотя многие и уходили…
С другой стороны на меня произвела большое впечатление весьма
непритязательная картина чешская «Я прислуживала
английскому королю», которая тем и хороша, что она
ни на что не претендует. Она сделана удивительно легко,
чешский юмор он весьма своеобразный, чешскую картину легко
опознать, многие это знают. В данном случае показаны лучшие
традиции чешского кинематографа эпохи 60-70-х годов…
Удобно то, что в этот раз под фестиваль выкупили весь
кинотеатр «Октябрь». Я, например, установил свой личный
рекорд, посмотрел очень много фильмов. Удобно то, что если
фильм не интересен можно сразу переходить в следующий зал.
Но, при обилии просмотренных фильмов, таких, которые
оставили какой-то осадок очень мало… Фестиваль какой-то более
усредненный, картин много…. Вот там, на доске рейтинги
фильмов вывешиваются. На прошлом фестивале был разброс по
оценкам гораздо больше – от 7,8 до 4. Сейчас, я вижу, все
оценки скомпонованы в районе 5-6 баллов по десятибалльной
шкале. Классическая золотая середина. Это и не провалы и не
шедевры. Посмотрим, что будет дальше. Технически с точки
зрения организации все было сделано очень хорошо. А с точки
зрения кинематографической, эстетической, как угодно,
эмоциональной - все как-то усреднено…
Анатолий Синицын. Киновед.
Понравился фильм «Ангел» Озона - это было
сильное впечатление и многозначное. А вот эта дурь абсолютная
под названием «Вива» – это был просто шок.
Что это? И кто это сюда привез? Очень порадовала, практически
бесконечно порадовала Кира Муратова – «Два в
одном». Еще удивило, что люди перестали что-то
понимать в фильмах. Спрашиваешь у кого-нибудь «что такое Кира
Муратова?», отвечают что-то такое: «Му-му-му-му-му... Ну
ничего». Спрашиваешь, что такое «Ангел», тоже:
«Му-му-му-му-му… Ну ничего». Ну так нельзя! Про такие фильмы
нельзя так отвечать, то есть люди вообще не прочитывают
послание. Я считаю, что семьдесят процентов профессионалов
некоторые фильмы просто не поняли вообще – даже что, где и
зачем там происходит.
Эротика в кино хорошая, качественная. В фильме
«Запрещено к показу!» хочу обратить внимание
на новеллу с порнозвездой, где происходит конкурсный
отбор…Хорошая новелла, там удалась тема человечности,
личностного присутствия в порно. Сорокалетняя проститутка она
свое тело знала туго, она, конечно, работала, хотя и
изображала, что все честно. Но в целом очень неровный фильм.
И действительно ему не дадут прокатного удостоверения.
Если сравнить абстрактный средний уровень фильма десятилетней
давности или двадцатилетней давности на фестивалях и средний
уровень сейчас, то очень заметно, что средний уровень сегодня
гораздо выше. То есть люди научились снимать наконец-то,
научились монтировать, играть, рассказывать интересно историю
- это не мало. То же самое касается и порносцен. Если раньше
их старались как-то так снять…недоснять, переснять, чего-то
где-то… То сейчас все раскованные, все шаблоны написаны, идет
работа; никто ни на что не отвлекается, никто не считает себя
ущербным. Суперактер в кадре или актер какой-то совсем
никакой – все равно с его стороны с этой области идет
качественная работа.
Но все этого настолько много… Эротика во многих фильмах уже
абсолютно не носит эротического характера, даже по своей
задаче. Вот так же как люди едят, ходят, так же они и
занимаются любовью в фильмах, без всякого подчеркивания этого
момента. И так же смотрят зрители: кто зевает, кто набирает
номер на телефоне…
Эротические сцены уже просто надоели и стали не нужны. Я
предсказываю, что через полтора-два года это просто уйдет с
экранов, с концами, потому что это станет бессмыслицей.
Материал подготовила Анна Юферева.
|