Константин Николаевич Истомин (18871942) крупнейший
русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и
лаконизм композиционных решений, обобщенность форм,
изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы
главные особенности живописи Истомина, мастера европейской
культурной традиции, создавшего собственный стиль и
повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.
Истомин с юных лет интересовался искусством. Получив
образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока,
где семья жила в связи с переводами отца по службе, он
занимался и в художественных студиях. Наибольшее значение
имели для него занятия в харьковской студии Е.Е. Шрейдера,
жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись
барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин
уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши
в Мюнхене.
По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в
Московском университете на отделении истории искусств. Не
окончив университетский курс, в 1913-м он был призван в
армию, участвовал в боевых действиях на фронтах Первой
мировой и Гражданской войн. Истомин служил в артиллерийской
дивизии на Румынском фронте, перенес контузию, ранение, тиф,
отравление газами. После мобилизации в 1918 году он включился
в художественную жизнь Москвы, оформлял город к революционным
празднествам, работал в театрах. С 1921 года Истомин стал
профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с
преподаванием живописи. Почти все художники, получившие
профессиональное образование в Москве в 19201930-е годы,
прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал
своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои
мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном
общении с учениками. Среди живописцев 19201930-х годов
Истомин был наиболее последовательным проводником
европейского опыта в художественном образовании, что было
особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.
Истомин разделил участь многих художников своего поколения,
отторгнутых официальной доктриной и забытых зрителем. Память
о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и близкому кругу
друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное
наследие, а также теоретические работы (письма, лекции,
конспекты бесед), которые они переписывали от руки. Большую
роль в сохранении наследия сыграли В.А. Фаворский, А.Н.
Тихомиров, И.В. Савицкий, В.В. Тарасенко, Ю.Д. Коровин, Е.Н.
Орловская и многие другие. Неоценимая заслуга в том, что
искусство этого художника дошло до наших дней, принадлежит
Л.А. Казенину ученику и товарищу Истомина, который сохранил
и отреставрировал большое количество его работ.
Для широкого круга зрителей имя Истомина открылось в 1960-е
годы. На волне оттепели в 1961 году состоялась его первая
персональная выставка, оказавшая большое влияние на
художников и вызвавшая интерес искусствоведов. После
экспозиции на Беговой его работы были показаны на юбилейной
выставке к 30-летию МОСХ в Манеже, после чего картина
«Вузовки» заняла свое место в постоянной экспозиции
Третьяковской галереи.
Большая выставка Истомина с участием отреставрированных
Казениным работ состоялась в 1978 году. После нее большинство
живописных произведений из собрания семьи Казениных были
распределены по музеям СССР. В доме остались лишь немногие
неотреставрированные холсты Истомина и почти вся его графика.
Большинство работ из бывшего собрания Л.А. Казенина впервые
были публично показаны только в следующем веке: на выставке
«Возвращение Константина Истомина» в галерее «Ковчег» осенью
зимой 2008 года.
Многие произведения в силу неблагоприятных условий хранения
требовали серьезной реставрации, и это обстоятельство
отложило на многие годы проведение большой выставки Истомина.
Сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание
на личности художника, увидеть его произведения в современных
выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ
века.
Настоящая выставка открывается работами Истомина начала
1920-х годов. Ранние работы учебные и фронтовые рисунки
не сохранились. В работах на крестьянскую тему «Чаепитие»,
«Пряхи», «Жатва» художник претворяет в жизнь уроки
европейских мастеров. В эти же годы он начал писать
обнаженную натуру. В 1929 году у Истомина появилась новая
натурщица Лидочка Короткова, бывшая танцовщица. Ее острый,
яркий образ часто встречается в произведениях конца 1920-х
первой половины 1930-х годов: «Читающая женщина», «Перед
зеркалом», «Вузовки». Рисункам, акварелям и темперам,
запечатлевшим своеобразные черты модели, посвящен малый зал в
экспозиции.
География произведений Истомина охватывает Кавказ и Крым.
Здесь он лечился в летние месяцы и проводил практику со
студентами. В 1928 году совершил поездку в
Кабардино-Балкарию. Результатом стала серия горных пейзажей
Уч-Кулана и портрет местной девушки в национальном костюме
(«Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)»).
В 1934 году Истомин отправился в творческую командировку на
пароходе по Каме. Наблюдая жизнь на пристанях и берегах реки,
художник заносит свои беглые впечатления в альбом, листы из
которого представлены в экспозиции. Итогом этого путешествия
стали картины «На Каме» и «Песня», посвященные жизни рыбаков.
Продолжая работать над тематической картиной, Истомин едет в
Еникале под Керчью и проводит зиму 19351936 года в рыбачьем
поселке. Сотни рисунков, акварелей и живописных этюдов,
запечатлевших «сияющее море», закаты и восходы, причудливость
береговой полосы Восточного Крыма с бухтами и маяками,
привозит он из этого путешествия, так и не создав заказной
картины. В дальнейшем художник работает в Феодосии,
Коктебеле, Судаке и деревне Козы, где располагалась дача для
летних практик студентов.
Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в
московской мастерской художника. В 1921 году Истомин получил
комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели
Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями»
большинства произведений, написанных мастером в 19201930-е
годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные
контражуром, любимый мотив в живописи Истомина. Этот же
пластический мотив лег в основу картины «Вузовки».
Выставку сопровождает печатное издание «Константин Истомин.
Цвет в окне». Помимо произведений живописи и графики в нее
включены статьи о творчестве Истомина и хроника его жизни,
письма мастера и воспоминания его учеников. Все эпистолярные
и мемуарные материалы публикуются впервые.
Кураторы: Татьяна Андреевна Ермакова, заведующий отделом
живописи I половины XX века Государственной Третьяковской
галереи Александра Ивановна Струкова, заведующий отделом
графики XX века Государственной Третьяковской галереи.
|