Третьяковская галерея представляет уникальный проект: впервые
Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей
коллекции шедевры XIIXVIII веков, в том числе работы Джованни
Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо,
Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. На выставке, куратором
которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж),
будет представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее
Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых
собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь
значительное число выдающихся произведений из постоянной
экспозиции, так что выставка станет событием не только для
России и Европы, но и для всего мира.
«Roma Aeterna&» часть большого проекта: в 2017 году в
Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее
экспонатов составят произведения русской живописи на
евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.
Проведение в Государственной Третьяковской галерее,
крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по
преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы
вполне естественно. Духовная связь Москвы и Рима оформилась
еще в XVIвеке, и данный совместный проект важнейший результат
взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения
европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.
Закономерно, что среди великих произведений, представленных
на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с
русским искусством.
Задача показа представить и собрание Пинакотеки, раздела
Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция
Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой
которого является духовное лицо, что и отразилось на ее
составе это величайшее собрание религиозной живописи. Религия
же является формой осознания мира, так что религиозное
искусство не сводится к набору библейских или евангельских
сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и
говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима,
поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma
Aeterna, «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное
культурное единство, каким стал Рим в истории человечества,
город в одно и то же время древний и современный,
объединивший в единое целое столь различные эпохи, как
Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим центр
империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что
понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой
культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в
Третьяковской галерее.
Каждое произведение, представленное на выставке,
исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской
школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде
никогда не экспонировавшегося на временных выставках и
пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое
произведение, близкое к византийской живописи, интересно
также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и
русского искусства. За этим образом, хранящим воспоминание о
единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне
дАреццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во
все учебники по истории искусства и ценна тем, что является
одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную
роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал
нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.
Также представлены произведения готических мастеров, крайне
немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед
Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со
знаменитой картиной Николая Ге.
Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая
Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого
православной и католической церковью, стоят на границе готики
и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да
Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в
Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских
собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая кисти
Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего
Возрождения.
К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого
Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее
интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и
«Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в
России отсутствуют. Величайшей удачей является то, что на
выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы
Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для
экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи
этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев
кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки
церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал
Пинакотеки. Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по
ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро
Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в
огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали
визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век,
представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло
Веронезе.
Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в
эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись
именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого
времени на выставке «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный
образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое
большое произведение художника, написан специально для собора
Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых
картин собора и вызывала восхищение многих русских
художников, живших в Риме. К эпохе барокко также относятся
произведения караваджистов и художников болонской школы
(Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно
представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается
серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда
папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато
Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически
завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области,
вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в
Ватикан, Lo Stato della Cittа del Vaticano.
В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев
Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые
работы с подробными аннотациями.
Проведение выставки и издание каталога к ней были бы
невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда
А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения
между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006
году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к
150-летию музея, в 20062007 годах успешный опыт совместной
работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м над
ретроспективой Дмитрия Жилинского. Настоящая выставка
крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный
проект Третьяковской галереи.
|