На Десятый международный фестиваль им. Чехова привезли
спектакль Филиппа Жанти «Неподвижные пассажиры». Этим летом
зрители Чеховского фестиваля смогли посмотреть легендарный
спектакль, претерпевший значительные изменения, навеянные
временем и переосмыслениями жизни самого Филиппа Жанти, после
своей первой версии в девяностых годах.
Вся жизнь Филиппа Жанти наполнена путешествиями. В начале
своей карьеры Филипп много странствовал по свету, показывая
зрителям кукольные представления. Отголоски этих странствий
запечатлены и в спектакле, героев которого бросает по свету.
Жанти отдает их то на волю океану, то пустыни, то в лапы
всеядного мегаполиса.
В 1967 году Жанти организовывает «Компани Филипп Жанти» и
продолжает свои путешествия по миру с волшебно-мистическими
спектаклями.
В 2009 году Филипп Жанти сам приезжал в Москву на Чеховский
фестиваль со своим спектаклем «Болилок». С каждым годом
появляется все больше поклонников его творчества, и все
сложнее становится попасть на его спектакли.
В 2011 году Филипп Жанти не смог приехать в Москву, и
спектакль «Неподвижные пассажиры» привезла его жена и соавтор
Мэри Андервуд, которая помогает Жанти придумывать и воплощать
в жизнь его спектакли-сказки уже более сорока лет.
На этот раз все места в зале были заняты, зрители замирали, с
радостью отдаваясь этому волшебному зрелищу. Приятно видеть,
что с течением времени меняются не только спектакли, но и
публика. Невольно вспоминаешь, как много лет назад на
спектаклях Жанти в Москве был полупустой зал, и многие с
недоумением выходили. Кто-то не разделял сюрреалистические
приемы Жанти, кого-то шокировали откровенные сцены, когда на
сцене можно было увидеть человеческие гениталии, что в то
время на наших сценах считалось недопустимым, кто-то просто
не успевал следовать за молниеносно сменяющими друг друга
образами Жанти.
Сейчас спектаклей Жанти с нетерпением ждут - как оживающую
сказку, как легкий бриз. Его спектакли лучше не
анализировать, а отдаваться им, пускаясь по волнам. И куда
эти волны вынесут зрителей и «Неподвижных пассажиров» в
следующее мгновение, никогда неизвестно - каждый последующий
момент непредсказуем. Вот герои качаются на волнах бушующего
океана, в следующий миг их уже окутывают песочные волны
пустыни, а где-то там, на горизонте, напряженно шумят
изнуряющие волны крупных мегаполисов. Куда стремятся герои?
Где конечная цель их путешествия? Жанти не дает ответов на
эти вопросы. Он просто отдает своих героев на волны судьбы,
как создатель дарит нам этот мир. Мир полный вариантов, но,
тем не менее, диктующий свои законы и загоняющий в давно
заученные рамки. Мы все, как «Неподвижные пассажиры»,
странствуем по этому миру в поисков своих ответов.
Порой каждый из нас может почувствовать себя на месте героев
Жанти, оказавшихся в бушующем океане после кораблекрушения в
хрупкой картонной коробке. Беззащитными, брошенными на волю
судьбы. Как и в жизни, в спектаклях Жанти всегда есть место
надежде, любви, дружбе посреди бушующих волн, в мире
хрупкости и неопределенности.
«Неподвижные пассажиры», как и другие синтетические спектакли
Жанти, представляют собой гармоничное слияние самых разных
направлений. Здесь хореография плавно перетекает в пантомиму,
а пантомима в кукольный театр, причем кукольные персонажи не
только играют одни из главных ролей - они настолько виртуозно
вписаны в спектакль, что порой не замечаешь момента, когда
живой человек на сцене превращается в куклу, способную
испытывать всю гамму человеческих эмоций и покорить зал. На
сцене происходит гармоничное слияние кукол и человека,
волшебных декораций и пластики, музыки и света, по-хорошему
пикантного хулиганства Жанти и глубокого осмысления
человеческого существования. Особое очарование вызывают
элементы декораций, меняющие друг друга воздушные сферы, из
волн превращающиеся в облака. В спектакле Жанти обычная
бумага превращается в пустыню, а затем в изысканные
танцевальные костюмы для героев.
Героями спектакля Жанти становятся даже маленькие куклы,
которых рожают живые герои, превращают их в светящийся
объект, куклами стреляют из пушки. Да и не стоит перечислять
все виртуозные выдумки Жанти - не просто режиссера, а
фокусника, чьи спектакли лучше не анализировать, выхватывая
отдельные моменты, - это бесполезно. Зритель сам не замечает,
как полностью отдается феерическим превращениям и пластики
Жанти, понимая, что все это настоящее волшебство и совсем не
важно, что к чему крепится, как происходят превращения и из
чего все это сделано. А хочется только одного - чтобы сказка,
которую нам дарит Жанти, не кончалась.
С пробужденной фантазией, ты погружаешься в детство, когда
стулья и простыни превращаются в замки и корабли. Жанти будит
нашу фантазию и желание творить, творить в нашей повседневной
жизни, из простых вещей создавать что-то прекрасное. Жанти
как ребенок играет с предметами и героями, но делает это
виртуозно, каждый раз поражая его нескончаемой фантазией,
юмором и легкостью рождения образов. Жанти как волшебник
придумывает всевозможные трюки, создает иллюзии: вот голова
отрывается от тела, а вот в мгновение полностью изменяется
лицо героя, а здесь оживают мумии. Несмотря на всю
сказочность происходящего, Жанти порой бывает очень серьезен,
касаясь социальных тем современного мира: вопросы несвободы
передвижения по миру, зависимости от денег, кризиса и
стереотипов. На сцене как бы борются прекрасное и обыденное,
сказочное и жесткие реалии нашего мира.
Елена Беликова
|